Российский рынок за прошлый 2021 год сократился на 14,4% в натуральном выражении по сравнению с результатами 2020, а в денежном выражении — на 8,1%, по свежим данным IDC. Рынок печатающих устройств продолжает сокращаться, как и глобальный. Однако динамика разная.
В Q3 прошлого года «просадка» российского рынка составила 29,2% в штучном выражении и 10,7% в денежном выражении, Y2Y, по данным IDC. Для глобального рынка соответствующие цифры за тот же Q3 составляли 20,4% и 11,0%, соответственно.
Несмотря на падение продаж принтеров, мы говорим о сегменте российского рынка емкостью 2,3 млн устройств и общим объемом до 610 млн долл, по данным IDC за 2021.
Бессменный лидер сегмента принтеров — НР — «временно приостанавливает» свою работу на российском рынке, сколько продлится это «временно» пока предположить невозможно.
Xerox и Lexmark, являясь американскими компаниями, с высокой долей вероятности последуют за НР. Если «приостановка» продлится достаточно долго, то освобождающаяся доля рынка будет поделена другими глобальными игроками.
Вендоров в сегменте печатающих устройств не так много, из заметных отметим семь, которые не объявляли о «временной приостановке»: Epson, Canon, Brother, Kyocera, OKI, Ricoh и Pantum. Все семь вендоров печатающих устройств оказываются азиатскими: шесть японских компаний (Epson, Canon, Kyocera, OKI, Ricoh и Brother) плюс одна китайская (Pantum). Epson уже сообщила о приостановке поставок...
Pantum на глобальном рынке не очень заметен, но на российском обладает одним важным преимуществом — вендор располагает локальной сборкой своих принтеров. Зачем они это сделали изначально, не совсем понятно, но в данных условиях это оказывается мощным конкурентным преимуществом на российском рынке. По итогам Q3 ITResearch продукцию Pantum включал в «Тоp three» в российском сегменте печатающих устройств.
Импортозамещение в традиционной трактовке тут крайне проблематично — принтеры требуют высоконадежной и достаточно точной механики, которую сейчас мало кто может делать для массовых устройств за разумные деньги даже на глобальном рынке, не говоря уже о локальном.
Половина технологий печати скрыты не в «железе», а в «расходке». История давняя: производители аналогов фирменных расходных материалов говорят о полной совместимости, а вендоры отмечают, что использование неоригинальной «расходки» приводит к непредсказуемому качеству отпечатков.
— Больше печати! Неизбежная «архаизация» во всех сферах жизни — в том числе, в делопроизводстве и в документообороте — будет требовать печати в растущих объемах, что стимулирует весь сегмент.
— Принтерный «антифрод» будет становиться все более актуальным. Общая экономическая ситуация будет мощным стимулом для использования сотрудниками для личных задач технических ресурсов компаний-работодателей.
— Ситуация с ИБ в устройствах печати станет мощным дополнительным драйвером, но не столько для рынка принтеров, сколько для сегмента инфобезопасности.
Другие тренды — например, предиктивная аналитика, «зеленая повестка», управляемые сервисы печати и т.д., тоже сохранят актуальность на российском рынке, но будут играть менее заметные роли, чем три приведенные выше драйверы.
Источник информации и полный текст новости: CRN