Для рынка принтеров и настольных МФУ прошедший год оказался самым провальным по количеству проданных устройств. По общему объему продаж в натуральном выражении, 1.34 млн. шт., это 38% падения к показателям 2021 г., его можно сравнить лишь с показателями начала 2000-х, когда этот рынок был в процессе формирования.
В каком-то смысле 2022 г. можно назвать периодом переформирования рынка печатающих устройств, что вызвано (как и во многих других ИТ-сегментах) не внутренними, а внешними причинами. И основной из них стало существенное сокращение продуктового предложения (а не спроса, как это обычно бывает при спаде продаж).
Объективные, по своей сути, процессы глобализации и международного разделения труда в очередной раз подверглись влиянию человеческого фактора, действующего через политику. В результате многие ведущие производители печатающей техники сначала приостановили, а к середине года полностью прекратили вести бизнес в России.
Поскольку печатающие устройства, как и продукты в некоторых других сегментах ИТ-рынка, почти полностью поставлялись по импорту, довольно быстро стал накапливаться дефицит предложения. В этих условиях отечественным компаниям, в первую очередь дистрибуторскому звену, пришлось в срочном порядке искать новых поставщиков, вспоминать технологии уже подзабытого с конца 90-х «параллельного импорта» и налаживать логистику. Одновременно более благоприятными (прежде всего с точки зрения спроса) стали перспективы российских производителей печатающих устройств.
Если кратко обозначить основные перемены, происходившие в 2022 г. на российском рынке принтеров и настольных МФУ, то можно выделить следующие три — усиление доминирования лазерных устройств, заметное смещение структуры продаж лазерных устройств в пользу менее производительных моделей, а также кардинальное перераспределение рыночных позиций «старых» вендоров и появление новых брендов. Последнее и определило изменения в структуре рынка.
На протяжении всего года увеличивал продажи китайский производитель лазерных принтеров и МФУ Pantum, рыночная доля которого в последнем квартале превысила 60% в обеих категориях, а по итогам всего 2022 г. продукты этого вендора заняли около половины всех проданных устройств. При этом в линейке Pantum присутствуют модели нижнего и среднего уровня производительности (до 40 стр./мин). К лазерному сегменту относятся и появившиеся в 2022 г. на рынке продукты ряда новых брендов: Avision, Deli, Huawei и Sindoh, также российских производителей F+Imaging и Катюша.
В результате продажи лазерных устройств, после достижения минимума во втором квартале, стали заметно расти и концу года доля лазерного сегмента возросла до 90% (с 75% в конце 2021г.). Всего за год было продано 1.13 млн лазерных принтеров и настольных МФУ, а в их структуре доля устройств производительностью до 30 стр./мин возросла до 70% (с 55% в конце 2021 г.).
Второе и третье места среди вендоров в лазерном сегменте заняли продукты HP и Kyocera.
В струйном сегменте в 2022 г. было продано около 207 тыс. принтеров и МФУ, почти на 65% меньше, чем годом раньше. Сократившееся после ухода вендоров продуктовое предложение восполнить новыми брендами пока не удается, а в условиях нарастания дефицита цены на струйники выросли даже больше, чем на лазерные модели.
Источник информации: ITResearch